Минутка ненаписанного.
Я, ув. друзья, придумал фантастический рассказ с глубокой моралью.
Сюжет следующий: к Земле лет триста тому вперёд прибывает корабль инопланетных захватчиков. С виду они такие же гуманоиды, только фиолетовые (по-моему, в фантастике фиолетовый цвет у гуманоидов встречается куда чаще, чем зелёный. Зелёный это банально, ну и я буду оригинальным, как все).
Они, значит, вылетают из своего огромного корабля на тысячах капсул, приземляются с парашютами, выпрыгивают из капсул с автоматами и в касках и начинают захватывать цветущую земную местность.
Земное руководство после краткого ступора выводит в поле могучие боевые машины с искусственным интеллектом на квантовых компьютерах. Скажем, штук сто. В кровопролитной операции, потеряв буквально десяток роботов в результате героических самопожертвований инопланетян, земная армия уничтожает силы вторжения, берёт в плен человек двести оставшихся в живых инопланетных десантников - а тем временем отправляет к зависшему на дальней орбите кораблю-матке свои дроны-обезвреживатели и дроны-исследователи.
По итогам исследования корабля-матки, а также допросов инопланетян и их вооружения выясняется:
1) инопланетяне - наши плюс-минус исторические ровесники. Экспедицию на Землю из своей гаммы кого-нибудь они отправили лет 500 назад - поскольку в их системе случился катаклизм и климат на планете резко ухудшился, из-за чего большую часть времени им приходилось проводить в обширных городах-подземельях и жрать там грибы и питательных мокриц.
2) Технический уровень на момент старта у них был примерно как у нас во второй половине XX века. То есть ЭВМ ламповые, оружие ламповое, всё такое дизельпанковское. Большое вдохновляющее движение, охватившее всю их планету, поставило своей целью "экспансию любой ценой", и планета двадцать лет вбухивала пятую часть своего бюджета в строительство большого корабля поколений - величиной с крупный естественный спутник, со своим магнитным полем, а разгоняли его направленными ядерными взрывами и разогнали за сотню лет, скажем, до трети световой скорости.
3) В силу слабости автоматизации кучу вещей по ходу дела приходилось делать вручную и коллективно - от ремонта до расчётов. Поэтому на корабле, совсем как в родных подземельях, была жёсткая борьба за существование, где право на жизнь обеспечивалось строго наличием способностей и готовности выполнять задачи по ежедневному обеспечению выживания экипажа. Нежелание/неспособность приносить пользу трактовалась как заразная болезнь и мутация (каковой оно, кстати, и является в известном смысле), лечившаяся эвтаназией.
4) Культура в этом летающем подземелье была ультрапатриотической - марши, песни, культ героизма, клянёмся быть как Чухундра. Непубличная жизнь была ликвидирована как явление - от людей на деревне не спрятаться. В общем, хоть и душераздирающее, но по-своему трогательное зрелище. На вопрос, "почему вы начали так грубо захватывать Землю", пленные отвечают "Мы думали, она необитаема".
5) Дальше я придумал финальный диалог между руководителями земной обороны:
"Руководитель А: - Ну и что теперь с этими героями делать?
Руководитель Б: - Этические установки говорят, что их нужно пощадить и поселить у нас. Проблема в том, что жить как человечество они не хотят, а позволить им воспроизвести на нашей цветущей планете свою отсталую общественную матрицу и свою цивилизацию мы тоже не можем. Это просто опасно.
Руководитель А: - Может, тогда насильно подключим их к виртуальной реальности? И пусть в ней они думают, что нас захватили, и спокойно лёжа в капсулах пусть обустраивают свой мир.
Руководитель Б: - Это обман получится. Обман разумного существа запрещён этическими установками.
Руководитель А: - Ну офигеть теперь, и что делать?
Руководитель Б: - Любое принятое решение будет ошибочным, то есть это вне нашей компетенции.
Руководитель А: - Ясно, тогда обращаемся к обладателям права на ошибочные решения. Выведи-ка внепланово из виртуальности кого-нибудь из людей, кто там у них сейчас главный? Извинись, обрисуй ситуацию, пусть решат и дрыхнут дальше со своими мечами и драконами.
Руководитель Б: - Сейчас запрошу. Бип, бип.
Руководитель А: - И тебе бип."
Глубокая мораль рассказа заключалась в том, что Земля 2320 года, в сущности, действительно необитаема.
...А потом я лениво подумал: а ведь наверняка этот сюжет, причём с точностью до последнего твиста, уже написали в каких-нибудь 1950-х сутулые американские или французские очкарики, чтобы заработать на жирный бифштекс себе и своим многочисленным детям. Они, кажется, вообще всю фантастику написать успели.
И я не стал писать этот рассказ.